Глуховский аэропорт
18 июня 2013 (13546 | 1 комментарий )В начале 30-х годов ХХ ст. в Глухове усилиями местной организации «ОСОВИАХИМ» (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) был оборудован грунтовый аэродром на восточной окраине города. В то время за железнодорожной станцией строились хранилища «Заготзерно», работали большая лесопилка (позже – обозный завод, затем – завод «Электропанель»), тряпичная база (фабрика по переработке тряпичного сырья), вблизи аэродрома – контора «Заготживсырьё».
Летом по выходным дням «ОСОВИАХИМ» с целью пропаганды авиации организовывал катания ударников производства на самолёте У-2. Он прилетал из областного центра (тогда Чернигова). Большое количество жителей города собиралось на аэродроме, чтобы посмотреть на самолёт – большую редкость в те годы.
Так жил аэродром до начала войны.
По мере приближения фронта к Глухову на полевом аэродроме стали базироваться советские штурмовые авиагруппы. В начале сентября 1941 г. они бомбили колонны немецких войск генерала Гудериана. Через месяц на аэродром уже садились немецкие истребители.
Немцы расширили глуховский аэродром, а возле с. Слоут, рядом с хутором Долина и железнодорожной веткой Глухов — Маково, они оборудовали ещё один грунтовый аэродром, на котором тоже базировались истребители.
Во время Курской битвы в 1943 г. немецкие бомбардировщики взлетали с Конотопского аэродрома и делали круг над Глуховом. За это время с глуховского и слоутского аэродромов поднимались истребители сопровождения и шли на Курскую дугу, возвращаясь поредевшим строем.
29 августа 1943 г. немцы в спешном порядке покинули аэродром. Уже через несколько дней здесь снова стояли советские самолёты. После освобождения Глухова немцев быстро погнали на запад, а авиация перебазировалась на другие полевые аэродромы.
В 50-х годах началось освоение пассажирского маршрута Сумы — Глухов. На аэродроме построили небольшой домик, в котором установили радиостанцию. Вся наземная служба состояла из одного человека – начальника И. Шарова. Этот маршрут обслуживали самолёты У-2 и ПО-2. Кроме кабины пилота на них была и пассажирская кабина, рассчитанная на двух человек.
Пассажиры сидели лицом к лицу. Их накрывали прозрачным колпаком. Обзор был исключительным. Лёгкие самолёты чувствовали каждую воздушную ямку и сильный ветер. Зимой самолёты ставили на лыжи, а вот добраться от аэропорта до города по сугробам было проблемно.
Желающих летать всегда было много, особенно летом. Это объяснялось тем, что автобусного сообщения до Сум тогда не было, а по железной дороге нужно было добираться 16, 5 часов с четырьмя пересадками.
Когда в начале 60-х годов встал вопрос об обеспечении Глухова и района постоянной электроэнергией, было принято решение установить мощный электротрансформатор на Эсманском шляху, а поскольку линии высоковольтных электропередач в южном и восточном направлениях должны были проходить по территории аэродрома и рядом с ним, его перенесли на Киевский шлях.
На месте старого аэродрома в 70-х годах был построен мощный мясокомбинат.
Аэропорт постепенно обустраивался. Здесь появилось здание с комнатой для пассажиров, кассой, взлётная полоса с твёрдым покрытием. В центре города открылась касса «Аэрофлота», а от железнодорожного вокзала стал курсировать автобус по маршруту «Аэропорт – железнодорожный вокзал».
На протяжении десятилетий начальником аэропорта был И.Шаров, огромная заслуга которого состояла в налаживании воздушных сообщений.
Трассу стали обслуживать самолёты АН-2, которые брали на борт 12 пассажиров. Если автобусный билет до Сум стоил 3 руб., а время в пути занимало 3 часа, то билет на самолёт стоил 6 руб., а перелёт длился 45 минут.
Самолёты летали по маршруту Глухов – Будищи – Тёткино – Сумы. Кроме рейса Глухов – Сумы аэропорт принимал рейсы Шостка – Сумы, Ямполь – Сумы, С-Буда – Сумы, дополнительно «догружая» их пассажирами. В 70-х годах даже был рейс Глухов – Харьков с посадкой в Сумах.
В 90-х годах с развалом «Аэрофлота» глуховский аэропорт закрыли.
В начале 2000-х годов здесь обосновался аэроклуб, и в небе над городом появился АН-2. Любой желающий мог совершить авиапрогулку или прыжок с парашютом. Так продолжалось до трагической гибели одной из парашютисток, после чего аэроклуб в 2012 г. приостановил свою деятельность.
Категории:История края
1 комментарий
очень интересный материал по истории города