Глухов - гетманская столица. Тысяча лет истории.
http://hlukhiv.com.ua/search/

Тернистый путь к успеху

 (Просмотров5747 | Комментариев0) Версия для печати
Автор:  

26 ноября хор духовной музыки г. Глухова под руководством Екатерины Кобзарь отметил свое совершеннолетие. 16 пет тому назад Екатерина Николаевна воплотила свои благородные идеи в реальную жизнь. Как она пришла к духовности, как решилась взять на себя огромную ответственность и добилась колоссальных успехов и всеобщего признания, Екатерина Кобзарь рассказывает читателям.


- Екатерина Николаевна, поздравляем Вас с годовщиной Вашего детища. Расскажите, как возникла идея создания хора и как он создавался?

- До 1988 года я ни разу не слышала духовной музыки. Большинство храмов были закрыты, а в остальные запрещали ходить. В 1988 году, во время празднования 1000-летия Крещения Руси, произошло поворотное в моей жизни событие - в Глухов приехало огромное количество духовенства, в том числе и Митрополит Черниговский Антоний со своим хором.

Настоятель храма Трех Анастасий отец Косьма (Литвинюк) - большой любитель духовной хоровой музыки, накануне пришел в нашу музыкальную школу с необычным на то время предложением: в ответ на концерт духовной музыки, который давал митрополичий хор, выступить со своей концертной программой. Руководство согласилось и мы начали подбор репертуара, но тут же столкнулись с первой проблемой - во всей школе совершенно не было нотного материала духовной направленности. Пришлось обходиться тем, что нашлось: инструментальный квартет готовил пьесу Чайковского "Монастыри", а я нашла в одном детском сборнике произведение Дмитрия Бортянского. Называлось оно, то ли "Слава человеку", то ли "Слава Солнцу" - уже не помню. Слова, естественно, прославляли человека как хозяина земли, хозяина природы. Как позже выяснилось, это было переделанное советскими редакторами произведение «Единородный Сыне» - его мы и выучили нашим женским преподавательским хором.

Первое отделение концерта представлял черниговский митрополичий хор - в этот момент я впервые в жизни услышала духовную музыку в профессиональном исполнении. У меня слезы лились рекой. Они пели целый час, а я все это время не могла оторваться - стояла, как камень. Я открыла совершенно новый мир, неизведанный доселе пласт музыки. После этого следовал наш концерт - что-то сыграли инструменталисты, а мы кое-как спели произведение "Единородный Сыне" с измененными словами и русскую народную песню "Как на дубе, на высоком", о том, как сокол летал, боролся с бурей и в конце погиб. И вот после этого нашего выступления подходит ко мне регент митрополичьего хора и говорит: "Пели вы хорошо, но то, что вы пели, не поддается никакой критике. Вы исполнили произведение Бортнянского, подставив в него другие слова". Для меня это было неожиданностью, я тогда даже как-то извинилась и очень сильно опечалилась.

После празднования отец Косьма снова подошел ко мне, уже с новым предложением. Он пригласил наш хор спеть некоторые произведения во время Богослужения на престольный праздник и принес мне ноты: большой сборник Бортнянского, которому было более 100 лет, и рукописные ноты - отдельные партии, из которых я позже составила партитуры. Я пригласила своих коллег - человек 5-6 из преподавателей музыкальной школы и мы начали усиленные репетиции: Херувимская, Милость мира, Достойно, Отче наш, ектеньи. Когда мы в первый раз спели простое обиходное "Господи помилуй" - все прямо занемели, настолько нам понравилось, это новое звучание. Ведь до этого у всех на слуху была только светская музыка. А тут духовная – все внутри перевернулось, совершенно другой мир. Уже прошло 16 лет, а мои коллеги и бывшие ученики вспоминают, как мы спели эту первую в нашей жизни простую молитву.

Наш дебют прошел на праздничной Всенощной. Отец Косьма пригласил нас на трапезу, и мы повторили весь репертуар еще раз, уже за столом. Он полюбил наш хор, стал нас приглашать на все большие праздники и всегда находил возможность нас отблагодарить. Иногда даже сам становился с нами и пел на репетициях. Пел у нас в хоре и его сын - Георгий, который сейчас является настоятелем Анастасиевского собора - прекрасный баритон.

Так мы существовали год, два, три, четыре, пять, - пели только в Анастасиевской церкви, репетировали у себя в школе или в техникуме. На светские концерты нас не приглашали, так как наш репертуар не вписывался в городские концертные программы. В 1997 году атаман нашей казацкой сотни пригласил нас в Киев на Майдан Незалежности спеть "Отче наш" на каком-то казацком собрании. Это было своеобразной вехой в истории нашего хора - хотелось выехать хоть куда-нибудь, чтобы люди услышали о нашем хоре, о Глухове.

И уже только в 2000 году, после того как люди, слышавшие наш хор в храме, стали говорить о нас, в Дом культуры нас забрала нынешний мэр Глухова, а тогда заведующая отделом культуры Елена Мельник. Мы ездили на отчет городской самодеятельности в Сумы и там, после исполнения концерта Березовского "Не отвержи мене во время старости", сразу, без прослушивания и полного концерта, присвоили нам звание народного. Ездили мы и в Киев - выступали во Дворце "Украина" на отчетном концерте Сумской области - "Перлини Сумщини".

Тогда же, в 2000 году, наш глуховский фотограф Юрий Москаленко устраивал в Киеве выставку своих работ. Выставка размещалась в помещении трапезной Софии Киевской и длилась месяц, а на закрытие выставки он пригласил петь наш хор духовной музыки.


- Существенным показателем уровня коллектива или исполнителя является выпущенный диск или кассета. Расскажите, как вы выпустили свой первый диск?

- В 2003 году в Глухов, к своей родовой усыпальнице приезжали потомки главного мецената нашего города Артемия Терещенко. Это самый старший из рода Терещенко - Петр Михайлович, его сын Мишель и их родственник Кристофер Муравьев-Апостол. Отец Георгий тогда пригласил наш хор, чтобы мы спели несколько произведений. Петра Михайловича тронуло наше пение и он просил своего сына Мишеля записать наш хор и издать диск. Это стало огромным стимулом для нас и я благодарна им, как и весь наш хор, за то, что они увековечили нашу музыку.

Потом была поездка в Петербург на фестиваль, посвященный 300-летию города - "Поющий мир". Накануне я была в Петербурге, где живут почти все мои родственники, и там узнала о предстоящем международном фестивале. Организаторы пригласили нас как "кота в мешке", не видев нас и не слышав наших записей, а зная лишь, что мы с родины знаменитых композиторов.

Организовывали поездку мы с огромными трудностями, перед самым отъездом у нас еще не было денег, а о нас уже было напечатано в афишах. Жилье предоставляли мои родственники, нам нужны были средства только на дорогу. Неожиданно помог Мишель Терещенко - мы тогда поехали с Дмитрием Савицким в Киев забирать диски и он, узнав о нашей проблеме, дал необходимую сумму.

Оставалось всего два дня до начала фестиваля, мы срочно взяли билеты, поехали и отлично выступили. У нас даже есть небольшой фильм об этой поездке. В нем директор фестиваля говорит, что для них было неожиданностью и открытием, что из такого маленького городка, с родины Бортнянского и Березовского приехал коллектив, который достойно представил Украину.


- Сейчас ваш хор поет за праздничными и воскресными богослужениями в Глинской Пустыни. Расскажите, как у вас сложились отношения с монастырем?

- С монастырем нас связывает давняя дружба. Епископ Глуховский и Конотопский Ионафан обрадовался, когда впервые услышал наш хор. Мы организовали встречи, пели с ним за богослужением, он дарил нам ноты, в том числе своих произведений. Из его репертуара мы поем такие произведения, как "Чертог Твой вижду", Херувимскую. Благодаря ему мы в монастыре практически с его открытия. Когда там еще ничего не было, мы приезжали и пели на Рождество и Пасху. Пели и с детками - моими учениками 10-12 лет, которые сейчас уже выросли и поют у меня во взрослом хоре. До недавнего времени ездили сами по 3-4 человека, добирались на попутных, чтобы иногда спеть на службе, потому что благодатное место тянуло нас к себе, как магнитом. Хор принимал участие в богослужении при закладке и при освящении Никольского храма в монастыре.

Бог, наверное, услышал наше желание, наше стремление к духовной музыке и послал нам Владыку Луку. Он поверил в наши возможности, полюбил нас и эта любовь взаимна. Благодаря тому, что он постоянно "поднимает планку", выдвигает новые требования к нашему репертуару, мы существенно повысили наш уровень за этот год. Он для нас заказал новые костюмы, но самая высокая плата - это признание и любовь. Владыка знает рутинную работу регента, ценит ее, а мы оставляем семьи, работу и домашние дела и идем на репетиции, чтобы оправдать это доверие.


Оценка Владыки Луки выразилась в награждении Екатерины Кобзарь высоким орденом Святой Великомученицы Варвары в 2006 году в праздник Дня Жен Мироносиц.

- Духовная музыка ассоциируется у людей исключительно с храмом и богослужением. Интересна ли она для современной публики, особенно для молодежи?

- Я думаю, что молодежь у нас просто не знает духовной музыки. Если бы у нас была возможность организовывать больше концертов по школам, колледжам, вузам. Все равно, молодежь очень глубоко откликается на такую музыку, для них это звучание тоже является открытием. Я думаю, ни один человек, будь он молодым или пожилым, не может относиться спокойно к этой музыке, потому что она настоящая, истинная и всегда находит отклик в душе. Духовная хоровая музыка - самая высокая, в моем понятии, это высшее проявление вообще музыкального искусства. Мы часто проводили тематические концерты в музее, и молодежь высоко оценивает и это находит отклик в душе. В первую очередь, это, конечно, касается людей, которые ходят в церковь, слышат такую музыку и могут оценить ее.


- У Вас, помимо взрослого хора, есть ансамбль мальчиков. Расскажите о нем.

- Это своего рода ностальгия. Потому что 30 лет педагогической работы в детской музыкальной школе оставили огромную любовь к детям. Именно из них вырастают будущие тенора, басы и другие исполнитель хоровых партий. И прививать любовь к духовной музыке надо начинать в раннем детстве. Но мне пришлось оставить преподавание хорового пения в школе из-за непонимания нынешнем руководством важности этой формы момента воспитания. Так как в основном здесь прививается легкая, развлекательная идея восприятия музыкального искусства. Поэтому и возникла мысль о создании ансамбля мальчиков из абсолютно рядовых детей, не отличающихся особыми слуховыми и вокальными данными. Хлопотное это занятие. В начале работы дети просто рассказывали песенку, а не пели ее. Но в результате рутинной работы все же удалось воспитать и слух, и "вытянуть" голоса на самые высокие ноты. Этим я еще раз доказала, прежде всего себе, что можно научить петь любого ребенка, если в основу положить любовь к народной и духовной музыке. Пусть не все из них в будущем станут хористами, но зерно, упавшее на чистую душу, обязательно прорастет и даст только хорошие плоды.


- Екатерина Николаевна, расскажите о своей мечте.

- Коллектив наш постоянно обновляется, происходит своеобразная текучка кадров: один уехал, другой приехал. Девушки обычно выходят замуж, а молодые парни уезжают куда-то на заработки. За эти шестнадцать лет поменялось столько людей, что можно было составить еще один такой же хор.

Конечно, хотелось бы просуществовать еще лет десять. С ужасом себе представляю, что я уже немолодая, что мне много лет, силы уже не те. Не хотелось бы, чтобы, когда я уйду, прекратил свое существование и хор. Хочется, чтобы кто-то полюбил духовную музыку, как я, мог заразить этой любовью коллектив вокруг себя, чтобы он не распался и не замер на месте, чтобы не потухла та свеча, которая зажжена была 16 лет назад небольшой группой любителей хорового пения.

Ведь хор для меня стал второй семьей - это люди, которые рядом со мной на протяжении многих лет. Они работают не за деньги, они приходят по доброй воле, руководствуясь любовью к духовной музыке. Я не заставляю их, не приманиваю никакими поощрениями, и я хочу выразить им огромную благодарность. Богослужения, концерты и репетиции, конечно, утомляют, но вместе с тем окрыляют, расслабляют и наводят на высокие мысли. Душа очищается как у исполнителей, так и у слушателей. Незнакомые люди звонят, встречают на улице и благодарят и это для нас - самая высокая награда.


 
Поделиться с друзьями → 


Комментарии:


Пока комментариев нет.

Добавление комментария
Имя
Комментарий
**текст** - жирным, --текст-- - перечеркнутый, __текст__ - подчеркнутый
 
Вы можете редактировать свой последний комментарий

Введите символы,
изображенные на картинке,
в поле.
Введите символы, изображенные на картинке






Наш сайт участвует в проекте "Города Украины".