Глухов - гетманская столица. Тысяча лет истории.
http://hlukhiv.com.ua/search/

Малоизвестные факты воспитания подростков в Глинской пустыни

 (Просмотров5900 | Комментариев2) Версия для печати
Автор:  

Глинская Рождественско-Богородицкая пустынь на протяжении почти четырех веков славилась высотой духовной жизни своих насельникив, особенно силой религиозного влияния на мирян, для которых она всегда была "идеалом христианского Богослужения и местом духовного подвига». Своих подопечных Глинские наставники воспитывали трудолюбивыми и порядочными, "учили, как усмирить страсти, чистоте помыслов, пониманию смысла человеческой жизни…».

В далеком 1942 году, в канун праздника Преображения Господнего, в монастырь сошлись верующие, чтобы помолиться и попросить у Бога защиты от врага. Среди них были три женщины с мальчиками разного возраста, которых звали Иванами. Марина Жеба пришла из с. Ястребщина Глуховского района, Екатерина Шишова из с. Бегоща, что в пяти километрах от пос. Крупец, а Екатерина, крестная мать Ивана Гудимова, из с. Береза. После праздника женщины с детьми остались в монастыре, чтобы помочь в восстановлении обители. А когда пришло время возвращаться, ребята выразили желание остаться.

Ивана Гудимова взял к себе в келью 79-летний настоятель Глинской пустыни архимандоит отец Нектарий (Николай Нуждин). Архимандрит был человеком высокой культуры, высокообразованным и трудолюбивым. Он сам реставрировал и возрождал иконостас, престол, жертвенник, Царские врата; выполнял плотницкую и столярную работу, сам топил печь и собирал пепел для стирки и чистки посуды, переплетал книги. Всех трех Иванов он учил математике, географии, рисованию и чтению на русском и церковнословянском языках, вести здоровый образ жизни.

Отцу Нектарию довелось управлять обителью в один из самых сложных периодов ее существования — с декабря 1912 по 1922 год. Он показал себя рассудительным, старательным и благочестивым настоятелем. По Божьему промыслу он не был арестован, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах сурового поста, богомыслии и молитве. Тайно принимал духовных детей на исповедь, еженощно служил литургию. Ведя сокровенный образ жизни, отец Нектарий приобрел дар Божьего провидения и наставлял мирян на путь праведный.

Отстраивая обитель, архимандрит Нектарий главное внимание уделял возрождению духовных традиций Глинской пустыни: установил подвижнический (по примеру Афонского) устав, устроил библиотеку с сохраненными им духовными книгами, возобновил старчество и исповедь иноков. Естественно, что при наставничестве такого высокодуховного воспитателя формировались и выдающиеся личности.

Другого мальчика, Ивана Шишова, взял под свою опеку иеромонах Феоген (Фома Семенович Таран), который в 1958 г. по желанию братии стал настоятелем Глинской пустыни, а в 1959 г. архиепископом Черниговским и Нежинским Андреем (Сухенко) был возведен в сан архимандрита.

Феоген одним из первых вернулся в Глинскую пустынь и трудился над возобновлением обители. По профессии он был строителем: прекрасно владел всеми видами строительных инструментов. В свои 60 лет он выполнял очень ответственные и трудоемкие строительные работы, кроме того, заготавливал лыко, плел лапти и все свои знания передавал своим подопечным.

Отец Феоген не обращал внимания ни на похвалы, ни на осуждения, однако сурово придерживался установленных старцами правил внутренней и внешней жизни и учил юношей самоусовершенствованию, быть простыми и незлобными, вести здоровый образ жизни.

Третьего подростка, Ивана Жебу, взял в свою келью 72-летний схиигумен отец Антоний (Авксентий Витер). Настоятель пустыни отец Иоанникий назвал подвижника "истинным монахом, которому должны подражать».

Он был духовным наставником в обители и прекрасным мастером печного дела. Отец Антоний воспитывал братию в духе христианской благотворительности: малодушных утешал, гордых учил смиренности, враждующих примирял. Главным предметом его забот было внедрение в среду братии духа Божьего послушания, миролюбия и благочестия. Зерна Божественной истины, посеянные в юных душах, давали свои плоды. В числе его учеников были известные позднее святостью жизни великие глинские старцы, среди них — схиархимандрит Андроник (Лукаш).

Мудрость установок отца Антония привлекала в обитель сотни мирян, которые со всех концов Советского Союза приезжали сюда для исповеди и советов. Так он подтверждал имя "истинного монаха», потому что "монашество — наибольший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно питает его и заступается за него, то есть делает подвиг молитвенной защиты мира».

И через полсотни лет его воспитанник Иван Михайлович Жеба вспоминает отца Антония и других духовных подвижников с большим благоговением, потому что они определили высокую судьбу обычных сельских мальчиков. Вспоминает он также схиигумена Николая (в монашестве Никон, Никита Васильевич Хондарев), который служил в церкви с. Береза Глуховского района и приезжал для восстановления Глинской пустыни, где вместе с отцом Антонием они наладили печное отопление. Отец Никон запомнился ему необычным человеком: жизнерадостным и сильным. Часто можно было видеть семидесятилетнего старца в окружении иноков и мирян, он давал им мудрые советы, отвечал на вопросы, благословлял своих духовных чад и водил их на братское кладбище Глинской пустыни, где покоилось много святых. Также просветительско-духовной деятельностью прославился в этот период и схиархимандрит Серафим (Иван Романович Романцов).

Безусловно, что в отличие от традиционной педагогической деятельности, духовное наставничество старцев Глинской пустыни характеризовалось не только другим объемом знаний, но и другим содержанием. Старцы открывали для подростков невидимый для других глубинный духовный мир, учили их по-другому относиться к окружающему миру, следить за своими мыслями, словами и поступками. При этом учили их и обычным делам. Например, отец Антоний прекрасно плел четки, вырезал печати для просфор, маленькие нательные крестики, изготовлял разные церковные вещи и всему этому учил своего подопечного.

В 1947 году Ивана Жебу отправили в детский дом, Ивана Шишова — в ремесленное училище, а Ивана Гудимова — в армию. Прошло 30 лет. Иван Жеба (Жебин) стал старшим советником юстиции работал в России и за рубежом. Иван Гудимов стал митрополитом Леонтием, магистром богословия. Он возглавлял Харьковскую, Одесскую, Симферопольскую и Донецкую епархии, был ректором Одесской духовной семинарии, владел пятью иностранными языками. Определенный период он был архиепископом Берлинским и всея Германии, награжден 19-ю орденами и крестами как православными, так и светскими. Иван Шишов стал генералом, его послужной список содержит достаточно много наград. Он получил звание профессора.

Для этих юношей Глинская пустынь стала настоящей школой духовного самоусовершенствования, что дало им возможность максимально проявить свои способности в профессиональной деятельности, сохранить оптимизм, жизнерадостность и человеколюбие в непростых условиях жизни.



 
Поделиться с друзьями → 


Комментарии:

  • Ванья | 10 марта 2010 г. [# :(]

    to vrangel
    Да ничего ты не понимаешь, если делаешь элементарные ошибки, какие там нюансы...
    Проповедь богословская, а не богословная.
    Богобоязненные, но не богобоязные
    В общем, карту купи, дядя....
    ЗЫ. Хотя - бы религии не касайся, а если высказываешься по вопросам в которых не шаришь, то не мешало бы литературку почитать перед этим соотв.
    Успехов в творчестве...

  • VRANGEL | 10 марта 2010 г. [# :(]

    Врангель понимает все нюансы такой богословной проповеди.
    А что конкретно о судьбе юношей, автор?
    Без высокопарной рели-ги-оз-ной болтовни.
    И, кстати, коллеги, пречисление не есть безусловное утверждение.
    Вы скажите, богобоязные журналисты,а что с теми, которые спрыгивают на "синьку" в 10-11 лет? Или церковным послушаниям это неведомо? Или вы, писатели прозы, забыли, что кроме элитигированной Гл. Пуст. есть просто люди. Маленького размера и возраста.

    Как к ним отностится ваша публицистика?

Добавление комментария
Имя
Комментарий
**текст** - жирным, --текст-- - перечеркнутый, __текст__ - подчеркнутый
 
Вы можете редактировать свой последний комментарий

Введите символы,
изображенные на картинке,
в поле.
Введите символы, изображенные на картинке

Родной город





Наш сайт участвует в проекте "Города Украины".