Глухов - гетманская столица. Тысяча лет истории.
http://hlukhiv.com.ua/search/

Украинский рассвет (ч. 3)

 (Просмотров10937 | Комментариев1) Версия для печати
Автор:  

По всей Украине один тип зданий занимает видное место в истории и всегда поражает туристов — это церковь. Немногие из других сооружений смогут столько рассказать об Украине. Немногие из других приносят глазам такое наслаждение. Где еще можно увидеть такие великолепно украшенные фасады и необыкновенные купола, любоваться бесценной живописью, фресками, мозаикой на стенах? Осведомленному в архитектуре европейцу может показаться, будто он проснулся в другом мире, где обычные стили возникают в настолько необычных формах.

Св. София Киевская, наиболее известная из украинских церквей, принадлежит к типу сооружений, которые подтверждают эту необычность и своеобразность. В составе архитектурного комплекса площади Хмельницкого, церковь похожа на маленький город, который состоит из тесно скученных башен, увенчанных золотыми куполами. Расположенная невдалеке золотобанная колокольня поднимается еще выше в небо. Тринадцать куполов Св. Софии /надстроенных над старыми/ — ее план, оригинальные мозаики и фрески указывают, что происхождение церкви, — как и большинства сооружений Киевской Руси — византийское. Св. Софию возвели в 1037 году, но неоднократно перестраивали, и в восемнадцатом столетии она уже приобрела нынешний вид в стиле барокко.

Церкви, которые были построены или отстроены между 1650 и 1750 годами, чаще всего спроектированы в стиле, который известный как украинское барокко. В Украине барокко слилось с местными формами, которые были рождены высокоразвитыми традициями деревянной архитектуры церквей. Например, практика строительства отдельных колоколен, присущая деревянным церквам, перешла и на каменные сооружения в стиле барокко. Планирование этих церквей разное — от западной базилики к греческому кресту. Церковь Св. Николая в Глухове /1694/ рассматривается, по словам Виктора Вечерского, как бесценный образец украинского бароко. Среди других памяток в этом стиле — церковь св. Георгия в Выдубицком монастыре в Киеве /1696/. Троицкая в Чернигове /1695/, а также Всех Святых /1698/ в Киеве, которая высится над воротами архитектурного комплекса Киевской Руси, известная как Печерска Лавра. Позднее этот стиль становится более манерным, капризным, о чем свидетельствует церковь Рождества Богородицы в Козельце /1751/.

"Потом, в девятнадцатом столетии, с распространением процесса русификации — это затронуло и архитектуру — около 1805 года русская православная церковь запретила строительство в украинском стиле" — говорит украинско-американский специалист по истории архитектуры г. Тит Геврик, — и это привело к отмиранию украинской местной церковной архитектуры".

Во время советской власти новое государство решило судьбу церквей Украины, подавляя все попытки их сохранения. Церкви всех конфессий, а также синагоги, были или разрушены, или изменили свое назначение /от концертных залов и кинотеатров до складов и музеев/, или просто закрыты. Лишь в некоторых из них продолжалась служба. Да и те, что сохранились, покрылись плесенью запустения. В стране, где дома также остро нуждаются в поддержании и ремонте, где отель или административное здание 1960-х годов могут выглядеть, так якобы им по крайней мере 100 лет, церкви представляют собой наиболее печальную картину. Но дело не совсем безнадежное: большие национальные памятки — св. София и Киево-Печерская Лавра, два заповедника Украины, /занесенные в список памяток ЮНЕСКО, сохраняются лучше, чем другие. И хотя они также изменили свое назначение — стали музеями — благодаря этому они надлежащим образом реставрируются.

В Государственном научно-исследовательском институте истории архитектуры и градостроительство склонились над компьютером пять мужчин: начальник отдела базы данных Леонид Дмитриев объясняет, как используется компьютер в изучении национальных памяток.

"Вот это — базовые данные для Сум, — говорит господин Дмитриев, — перед вами карта города. Мы имеем возможность выбрать тот или другой район, а вот памятки с их данными. А здесь информация о материалах и об изменениях, которые происходили на протяжении определенного времени… Я могу сейчас показать один из комплексов — Киево-Могилянскую Академию. Вот Подол, район, где она расположена. Перед вами общий план…"

Дмитриев представляет базовые данные института по еврейским памяткам. "Сейчас мы смотрим на расположение домов и кладбищ, а также есть материалы и прочее. Вот синагога в Могилев-Подольском…" — здесь вмешивается Виктор Вечерский: "А это Шаргород в Винницкой области, интересный город с точки зрения еврейской культуры".

Когда будет завершен государственный реестр памяток? "Надеемся, через три года, — говорит г. Дмитриев, — но это может забрать и намного больше времени, так как информация поступает несистематически". Список памяток Украины насчитывает 125 тысяч, которые занесены в четыре подраздела: архитектурные /7160/, исторические /53500/, археологические /55600/ и монументального искусства /8250, из которых 5015 — памятники Ленину/.

Регистрация и реставрация украинских памяток была провозглашена законом 1978 года, который был принят бывшей Верховной Радой Украинской ССР. "Но он не выполнялся и нуждается в улучшении" — говорит г. Вечерский, и он не первый, кто это определяет. Реставраторы жалуются на недобитых бюрократов. "Памятками архитектуры ведает министерство строительства, историческими и архитектурными памятками — министерство культуры, парками и садами — министерство охраны окружающей среды — говорит специалист в вопросах права Виктор Акуденко. Также есть жалобы на культурное давление. "Национальная культура принижалась на протяжении семидесяти лет советского режима. Трем поколениям людей вдалбливали, что у нас нет национальных особенностей" — сказал г. Могитич. Также отмечается то, что советские люди разучились работать. Вечерский упоминает о реставрации церкви Рождества Богородицы в Козельце под музей иконописи, которая началась в 1960-х годах и планировалась на два года, но и до сих пор не завершена. Слушая такие рассказы, понимаешь, насколько важна настойчивость народа, благодаря которой в Украине что-то еще делается в плане реставрации. Как говорит г. Могитич, "я делал все, что возможно делать".

Независимость Украины оказывала содействие активизации усилий относительно создания нового закона о сохранении памяток. Люди зажигательно говорят о всеохватывающей Службе охраны культурного наследства, которая должно возникнуть благодаря этому закону. "Мы должны иметь кое-что большее, чем то что есть за границей" — говорит г. Акуленко. Он отводит большую роль в общей системе охраны памяток местным службам и частным группам, в то время, как другие с боязнью смотрят на потерю централизации.

Тем временем, реставрация при благоприятных условиях двигается вперед. В Киеве, например, можно увидеть восстановление старых многоквартальных домов; некоторые проекты восстановления были одобрены в то время, как парламент еще колеблется, следует ли передавать это дело в частные руки. В Львове видим в процессе ремонта рустованный фасад Черной Камяницы /1589/, одно из виднейших зданий Рыночной площади.

Кажется, нет города, который не мог бы похвалиться своими церквями, на восстановление которых сейчас собираются деньги, часто украинской православной и греко-католической церквями, и восстановление этих многочисленных заброшенных памяток уже идет. "Хотя в отдельных случаях, — говорит г. Геврик, — представители разных конфессий временами делают вред".

Также вызывает интерес восстановление еврейских памяток: Дмитрий Чобот, депутат Верховной Рады, который представляет город Броды, неподалеку от Львова, возглавляет там восстановление синагоги 1742 года. Чобот главный представитель в парламенте от тех, кто предлагает новый закон об охране памяток.

Археологические исследования, которые проводились годами в таких местах, как историческая крепость Тустань на западной Украине и Камянець-Подольский, "приобрели с провозглашением независимости новое значение, — как говорит Мирон Стахов, исследователь из Общества Сохранения Старины Новой Англии, который осуществил путешествие по Украине. — Среди возобновленных памяток есть очень выдающиеся, что были разрушены, или целиком утрачене за годы советской власти".

Помощь из-за границы — главным образом, от украинцев Америки и Канады, которые в последнее время называют себя "диаспорой", — также набирает сил. С провозглашением независимости отошло в прошлое осуждение, которое они ощущали со стороны "Советов", и это поощрило более тесные контакты между деятелями культуры с обеих сторон. Такое сотрудничество уже породило некоторые общие проекты восстановления. Марта Федоров, собственница агенства путешествий из Аллентауна, Пенсильвания, отреставрировала Гранд Отель 1898 г. во Львове. Через дорогую от бывшего музея Ленина в Киеве польская компания "Енергопол" восстанавливает римо-католический костел Св. Александра /1817-49/. Три американца из Вашингтона — Тамара Воробей, Джордж Чоповський и Виталий Гарбер — вместе с киевской городской администрацией реставрируют большой дом приблизительно 1890 г. в историческом Подольском районе для использования его под роскошный отель. Известная как замок Ричарда-Львиное-Сердце /среди местных жителей поддерживается легенда, якобы через Киев проходил крестовый поход/, это сооружение оборудуется необходимыми, коммуникациями по проекту г. Воробей. Открытие намечено на начало следующего года. "Коммунисты старались сделать из этого дома роскошные апартаменты, — говорит госпожа Воробей, — но они не рассчитали время, и некоторые из их архитектурных проектов попали к нам".

Популярные издания — особенно журнал "Памятки Украины" — начали привлекать интерес к исторической борьбе Украины за независимость. "Памятки Украины" был основан в 1969 г. как информационный бюллетень. После того, как главным редактором журнала стал Анатолий Сериков, он переориентировал тематику журнала, которая была главным образом посвященная советским памяткам и монументам, на более привлекательную — украинская история, архитектура и ее сохранение. В результате тираж журнала, который выдается сейчас дважды в месяц, увеличился до 80 тысяч; также дважды в месяц издается газета и книжки на соответствующую тематику.

Чаевничая с отцом Анатолием, небольшая группа гостей отдыхает после восхождения к собору Рождества Богородицы, церкви шестнадцатого столетия, которое высится за окном. В пустой комнате пахнет краской, беспощадно печет послеполуденное солнце, и молодой монах рассказывает о своей борьбе за возрождение религии и о сооружениях Молчанского монастыря, где он работает. "Приятно, что в последнее время мы получаем моральную поддержку и средства из-за границы. Наши возможности ограничены, — говорит он, в глазах у него скромная просьба, — вот приехала помочь делегация из Германии". Смотря на американцев за столом, он говорит: "Раньше мы ничего не знали, что представляет собой Америка, теперь, благодаря таким визитам, кое-что знаем".

Отец Анатолий работает вместе с Николаем Туляковым, архитектором города Путивля на севере Украины; они восстанавливают хозяйственные здания монастыря и надеются, что в скором времени и сам большой собор будет восстановлен. На протяжении тридцати лет монастырь использовался как военный завод. "Советы" старались отстроить эти места, — говорит г. Вечерский, — но то что они смогли восстановить, сейчас полностью разрушено".

Гостей привели во двор. И вдруг показалось, что все ожидания, все испытания, все поражения и победы народа, который так стремится сохранить свое наследство, сконцентрировались именно в этот момент именно в этом месте. Когда группа собралась возле автобуса, чтобы ехать, местный исследователь истории и архитектуры Анатолий Луговской тихо сказал: "Приезжайте снова через десять лет. Все будет сделано".



 
Поделиться с друзьями → 


Комментарии:

  • Гость | 10 марта 2010 г. [# :(]

    побольше картинок

Добавление комментария
Имя
Комментарий
**текст** - жирным, --текст-- - перечеркнутый, __текст__ - подчеркнутый
 
Вы можете редактировать свой последний комментарий

Введите символы,
изображенные на картинке,
в поле.
Введите символы, изображенные на картинке

Дом помещика П. П. Лютого





Наш сайт участвует в проекте "Города Украины".