Глухов - гетманская столица. Тысяча лет истории.
http://hlukhiv.com.ua/search/

Железнодорожная станция Глухов

 (Просмотров6242 | Комментариев1) Версия для печати
Автор:  

Железнодорожная ветка от станции Маково до станции Глухов была проложена в конце XIX века. Одновременно с железной дорогой были построены здание вокзала и четыре деревянных жилых дома (на несколько квартир каждый) для железнодорожников. Эти дома, которым уже далеко за 100 лет, стоят и поныне: два — рядом с вокзалом, два — немного в стороне на возвышенности.

Чтобы иметь маневренные пути без уклонов, при строительстве железнодорожной станции, начиная от теперешнего Эсманского переезда, на протяжении 200 м пришлось снять возвышенность высотой в несколько метров и шириной до 50 м. Эти работы были выполнены вручную. При их проведении использовались лишь лопаты и грабарки (подводы с опрокидывающимися ящиками для земли)! Одновременно над прокладывающимися путями был построен мост для проезда транспорта в Эсманском направлении. В 20-е годы XX ст. западная опора моста дала трещину. Его сняли, оборудовав рядом переезд.

Для подачи технической (мягкой) воды на железнодорожную станцию от насосной станции возле Скоропадского озера проложили водопровод, а на самой станции построили водонапорную башню и два водозабора для паровозов. Техническая вода была подведена и к вокзалу, а питьевую брали из колодца, который почему-то был самым глубоким в городе. В конце 30-х годов была пробита скважина и установлен насос, который позволил вручную качать воду.

Для удобства пассажиров от х. Водотеча (район Айзикового моста) до железнодорожного вокзала была проложена улица. Её вымостили булыжником и обсадили деревьями. Аллеи в два ряда шли по обе стороны дороги. Улицу назвали Вокзальной. В 70-х годах она была переименована и стала продолжением ул. Киево-Московской. Деревья разрослись и перед войной образовали над дорогой зелёный тоннель. Война нанесла невосполнимый урон зелёным насаждениям. Старые деревья постепенно засохли, а молодые перестали подсаживать.

В начале XX в. железнодорожную линию продлили до станции Локоть. Станция Глухов получила ещё и выход на узловую станцию Ворожба. Это дало возможность движения пассажирским поездам Терещенская — Ворожба и Ворожба — Терещенская. Они прибывали днём в торжественной обстановке под звуки вокзального колокола, установленного на здании вокзала. Для пассажиров первый звонок обозначал сигнал «поезд прибывает», второй — «усаживайтесь», третий — «поехали». К прибытию поездов съезжались легковые извозчики. Они развозили прибывших пассажиров по городу и району летом на фаэтонах (крытых экипажах на рессорах и резиновом ходу), зимой — на санях-козырьках. Перед вокзалом был разбит сквер с клумбами и скамьями для отдыха.

В 30-е годы была проложена железнодорожная ветка Глухов — Баничи для вывоза камня из карьера, а немного раньше — первый подъездной путь к мельнице и маслобойке Пружанского по ул. Гоголя. По этой ветке для переработки подвозили зерно, семена конопли и подсолнечника. Она пересекала улицы Вокзальную и Гоголя. Чтобы паровоз не ехал тендером (прицеп с водой и углём) вперёд, был построен поворотный тупик и установлены вагонные весы. Во время войны ветку и тупик разобрали.

Ещё до войны на станции были оборудованы складские, помещения для «Заготзерна», плодов и овощей, каолина. Рядом находились нефтебаза и сено-пункт, принимавший от колхозов сено по госпоставке. Здесь его прессовали, отгружали воинским частям и особым потребителям.

В августе 1941 года, когда немцы перерезали магистраль Москва — Киев и захватили ст. Терещенская, железнодорожная линия на ст. Ворожба дала возможность эвакуировать из Глухова военные госпитали, вывезти зерно. Единственный оставшийся склад «Заготзерна» с овсом, находившимся как раз напротив вокзала, был сожжён отступающими частями Красной Армии, чтобы тот не достался врагу. В это же время красноармейцы взорвали железнодорожный мост на Скоропадском озере, как и другие мосты на р. Эсмань, находившиеся в черте города.

При отступлении в августе 1943 г. немцы сожгли здание вокзала. Кирпичные стены центрального зала уцелели лучше, нежели два деревянных крыла. После освобождения города дежурную часть и товарную контору разместили в одном из жилых домов, стоявших рядом с вокзалом. Постепенно стали налаживаться погрузочно-разгрузочные работы. В течение всего светового дня «Донбассшахтолес» вручную грузил лес для шахт Донбасса. В 1944 г. воинское ведомство начало строить огромную базу для хранения картофеля на 5 тысяч тонн (там, где сейчас площадка «Вторчермета»). Старики, комиссованные из действующей армии, при помощи лопат и тачек сняли грунт с возвышенности для прокладки железнодорожного полотна и вырыли 10 котлованов под картофельные хранилища. До конца войны лишь одно хранилище было сдано в эксплуатацию, но и оно просуществовало не долго, так как было сделано из сосны. Строительство же остальных было приостановлено.

Мосты, взорванные в военное время на магистрали Глухов — Ворожба, больше не отстраивались, а железнодорожное сообщение заканчивалась возле Заруцкого известкового завода.

Для быстрого восстановления народного хозяйства в послевоенное время требовалось большое количество различных строительных материалов. Чтобы увеличить добычу камня в Баничском карьере, был создан лагерь немецких военнопленных. Каждые сутки шла отгрузка двух эшелонов с кварцитом. Вагоны были нагружены так, что ходившие тогда паровозы «Ов» («овечки») и «Щ» («щуки»), доехав до подъёма на девятом километре, отцепляли половину состава и возвращались за ним после разгрузки другой половины.

Летом 1946 года на железнодорожную станцию Глухов прибыл Н. С. Хрущёв. Перед его приездом прошёл резервный паровоз с надписью «Чекист», за которым проследовал состав из четырёх пассажирских вагонов. Один из вагонов был приспособлен под гараж. Из него и выехали 4 легковые машины. Хрущёва встречали местные начальники, но ни с кем из них он не стал общаться, а просто сел в автомобиль и поехал в Калиновку на свою родину. На другой день эта процессия, погрузившись в вагоны, уехала в обратном направлении. Через месяц-два стали прибывать вагоны с цементом, стеклом, кирпичом, лесом, саженцами яблонь и груш. Они предназначались для колхоза в Калиновке.

На следующий год, также летом, пришёл состав из двух вагонов: один — пассажирский, другой — вагон-гараж. Из него выехали машины и направились в сторону аэродрома, находившегося в районе бывшего мясокомбината. Автомобили забрали прилетевшего самолётом ИЛ-14 Н. С. Хрущёва и снова повезли его в Калиновку. Возвращался он таким же самым образом.

До середины 50-х годов на станции не было электричества, хотя это время отмечено большим объёмом грузовых перевозок. Семафоры, стрелки и здания освещались керосиновыми лампами и фонарями. И хотя со временем электроснабжение было налажено, но свет горел только до 24 часов, а далее до утра снова светили керосиновые фонари. Среди разнообразных грузов, приходивших железной дорогой, следует отметить железобетонные плиты, которые использовались при строительстве подземных ракетных комплексов в лесах. В 1962 г. на станции Глухов шла отгрузка ракет на Кубу.

До конца 50-х годов станция находилась в ведении Московско-Киевской железной дороги с управлением в г. Калуге, а потом стала подчиняться Киевскому управлению Юго-Западной железной дороги. В это время раз в сутки ходил грузопассажирский поезд Глухов — Конотоп, отправлявшийся из Глухова в 23-00 и прибывавший в Конотоп в 7-30.

В 1961 г. на месте старого было построено новое здание железнодорожного вокзала. К нему подвели водопровод и электричество, а на полу при входе плиткой выложили цифры 1961 (дата постройки), которые с обеих сторон читаются одинаково. Здесь была оборудована столовая, которая обслуживала и работников станции, и пассажиров.

Для ускорения разгрузки сыпучих грузов из полувагонов в начале 70-х годов был построен высокий путь. В это время вокруг станции один за другим были построены сырзавод, яйцебаза облпотребсоюза, база горторга, площадка «Вторчермета», фабрика вторсырья, мясокомбинат, топливный склад, «Сортсемовощ», плодоконсервный завод, база «Сельхозтехники», межрайбаза облпотребсоюза, склад лесхоза, «Сельхозхимия». К ним были проложены и подъездные пути.

Ежедневно на железнодорожную станцию приходило по два эшелона с различными грузами и столько же отгружалось. Для ускорения погрузочно-разгрузочных работ была построена контейнерная площадка. Её оборот был огромным. В Глухов вагонами поступали товары народного потребления: мука, соль, сахар, подсолнечное масло, кондитерские изделия, минеральные удобрения, топливо, вторсырьё для переработки на фабрике, щебень, кирпич, цемент и другие стройматериалы. В свою очередь из города отгружались зерно, картофель и овощи, плодоовощные консервы, мясо, сливочное масло, сыр, яйца, лес, мел, известь, электрооборудование и многое другое.

В 80 — 90-е годы в связи с развитием автобусного сообщения пассажирское движение по железнодорожной станции Глухов было закрыто. Постепенно один за другим прекращали своё существование и глуховские предприятия, что неизбежно влекло за собой уменьшение грузоперевозок. Сейчас из множества подъездных путей осталось лишь два. Три раза в неделю до Глухова и в обратном направлении от станции Терещенской ходит пассажирский состав. Грузовые перевозки сократились до минимума. Контейнерную площадку из-за ненадобности ликвидировали. На очереди — железнодорожная ветка, идущая на Заруцкий известковый завод. Воспоминания о том, как бурно здесь когда-то кипела жизнь, и вид пустой станции без вагонов навевают на грустные мысли.


 
Поделиться с друзьями → 


Комментарии:


Пока комментариев нет.

Добавление комментария
Имя
Комментарий
**текст** - жирным, --текст-- - перечеркнутый, __текст__ - подчеркнутый
 
Вы можете редактировать свой последний комментарий

Введите символы,
изображенные на картинке,
в поле.
Введите символы, изображенные на картинке

*





Наш сайт участвует в проекте "Города Украины".